Версия сайта для слабовидящих

Статистика

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 1 пользователь и 1 гость.

Пользователи на сайте

  • salamatova

Наш фотоальбом

 

 

 

 

 

 

 

Вы любите смотреть фотографии?

А детские

Тогда загляните в нашу галерею...

 

 

  

 

I. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук

1. Поза покоя.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

Замедляются движенье,

Исчезает напряженье...

И становится приятно -

Расслабление приятно!

2. «КУЛАЧКИ»

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите и? сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отды­хаем. Кисти рук потеплели. Легко приятно стало. Слушаем и делаем, как я Спокойно! Вдох - выдох!

(Это и каждое последующее упражнение повторить 3 раза.)

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты (сжать пальцы),

Пальчики сильней сжимаем-Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают виши пальчики!

3. «ОЛЕНИ»

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестит] их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Ош стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их ни колени. Расслабили руки. Спокойно Вдох-выдох (два раза).

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам навстречу! ?     Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немного лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

(Взрослый легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики?

Дышится легко... ровно... глубоко...

II. Упражнения на расслабление мышц ног.

Перед началам работы с этими упражнениями дети должны освоить уп­ражнения на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребенок повторит эти уп­ражнения. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены,

А расслаблены.

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются! .

1. «ПРУЖИНКИ»

Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскаки­вают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимают вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пру­жинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох - выдох (два раза).

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок - отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаблены.

- Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко... ровно... глубоко...

 

2. «ЗАГОРАЕМ»

Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим... Ноги напряглись. (Взрослый подхо­дит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, камен­ные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги ненапряженные. Слушайте и делайте, как я - вдох - выдох...

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим.. .Напрягаем...

Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустить на пол)

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны...

Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем срав­нить с их расслаблением.

 

IILУпражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса.

1. «ШТАНГА»

Будем заниматься спортом. Встать. Представь, что ты поднимаешь тяже­лую штангу. Наклонись, возьми ее. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резке опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряженны, отдыхают. Легко дышится. Вдох - выдох!

Мы готовимся к рекорду

Будем заниматься спортом (наклониться вперед)

Штангу с пола поднимаем... (распрямиться)

Крепко держим....

(взрослый прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление)

- И бросаем! (упражнение повторяется три раза)

Наши мышцы не устали -

И еще послушней стали!

Нам становится понятно?

Расслабление - приятно.

2. «КОРАБЛИК»

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу -прижмем к полу правую ногу, (правая нога напряжена, левая - расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслаби­лись! Качнуло в другую сторону и - прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога, правая нога расслаблена). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

- «А теперь сядьте и слушайте», - говорит взрослый. Медленно, спокойно.

Снова руки на колени,

А теперь - немного лени...

Напряжение улетело-

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко... ровно... глубоко

 

 

 

 

 

 

 

...

IУ. Упражнения на расслабление мышц живота.

1. «ШАРИК»

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живет, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напряга­ются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох - выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

 

 

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

2. «СТУЛЬЧИК»

Ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подни­маться и садиться, как будто на стульчик. При подъеме мышцы живота напря­гаются, а когда он садится, они расслабляются. Хорошо приятно стало. Посте­пенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем рас­слабляются мышцы.

 

 

 

V. Упражнение на расслабление мышц шеи

 

1. «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

а) Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Анало­гично в другую сторону. Вдох - выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потам опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Теперь поднимите голову верх. Посмотрите на потолок. Больше от­киньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпря­мились. Легко стало, свободно дышится. Вдох - выдох!

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

в) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хоро­шо дышится. Вдох - выдох!

А теперь посмотрим вниз -

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно-

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 

 

 

II ЭТАП. МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ                        ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ.

Упражнения направлены на расслабление мышц лица и речевого аппара­та. Расслабление этих мышц важно не только для снятия общего возбуждения, но и они важны для формирования четкой, спокойной речи ребенка. Принцип контраста с напряжением сохраняется и на этом этапе, причем снова напряже­ние должно быть кратковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании ребенка.

Эти группы упражнений содержат также и расслабление по представле­нию. Оно заключается в воздействии на детей только словом. Когда ребенок, отличающийся повышенной эмоциональностью, научится мышечному рас­слаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Дети легко поддаются внушению, которое проводится в виде игры «Волшебный сон». Ребенок находится в позе покоя, глаза закрыты, он внима­тельно слушает ведущего и выполняет особые «команды» - специальные фор­мулы внушения в стихах.

Путем внушения углубляются и закрепляются состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению.

VI. Упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти).

1. «ХОБОТОК»

Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «У»). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены.

2. «РОТ НА ЗАМОЧЕК»

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно - сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряженными они стали.

3. «ЛЯГУШКИ»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвраща­ются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну - перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены.

 

Всем открыть глаза и встать.

Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительны­ми паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребёнка, для снятия накопившейся усталости и напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ

Методы саморегуляции включают в себя игры и упражнения, которые научат ребенка помогать самому себе. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители или взрос­лые. Ребенок много может сам.

1. Игра «ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ» (для детей с 5 лет)

Ребенку говорят: «Как ты только почувствуешь, что забеспокоился, хо­чется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека».

2. «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ» (для детей с 5 лет)

«Попробуй сильно - сильно надавить пятками на пол, руки сожми в ку­лачки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

3. «ТЫ - ЛЕВ» (для детей с 5 лет)

«Закрой глаза, представь льва - царя зверей сильного, могучего, уверен­ного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев - это ты!»

4. «ПРОСЫПАЙСЯ, ТРЕТИЙ ГЛАЗ!» (для детей 5 лет)

«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойст­вие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, на­пряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая «Просыпайся третий глаз, просыпайся третий глаз...» 6-Юраз.

5. «СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» (для детей с 5 лет)

«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот.

Слегка покачайся в стороны, вперед, назад и сейчас резко тряхни головой, ру­ками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

6. «ЗАРЯД БОДРОСТИ» (для детей с 4 лет)

«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: боль­шой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки, слышат все! Юраз в одну сторону и 10 - в другую. А теперь опусти руки, стряхни ла­дошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Про­сыпайся третий глаз»! Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, най­ди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами «Я дышу, дышу, дышу! -помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты ви­дишь, слышишь, чувствуешь, (взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек).

7. «ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО» (для детей с 5 лет)

Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой гла­за, глубоко вдохни:

- мысленно скажи: «Я — лев» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - птица» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - камень» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - цветок» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - спокоен - выдохни. Ты действительно успокоишься».

 

8. «СТОЙКИЙ СОЛДАТИК» (для детей с 5 лет)

«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в ру­ки встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты -стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторо­нам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А те­перь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий за­щитник!

9. «ЗАМРИ» (для детей с 5 лет)

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Зам­ри». Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, по­дойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согла­сится, и тебе будет интересно».

 

10. «СПАСИ ПТЕНЦА» (для детей с 4 лет).

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно: по одному пальчику сло­жи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спо­койным дыханием, приложи ладони к груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе»!

11. «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (для детей с 4 лет)

«Солнечный зайчик заглянул в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, не ротике, щечках, на под­бородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть голову, шею, животик, ру­ки, ноги, он забрался за шиворот - погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

12. «СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для детей с 5 лет)

«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у ко­торой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся "разболтались", с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки - медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, по­дыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все -куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

13. «ГОРА С ПЛЕЧ» (для детей с 5 лет)

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сде­лать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, от­веди их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, тебе сразу станет легче.

14. «ТОРТ» (для детей с 4 лет)

Положите ребенка на коврик: Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник - мука,, дру­гой - сахар, третий - молоко, четвертый - масло и т. д. Взрослый - повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука - «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко - «молоко» «разливается» руками телу, поглаживая его. Необходим сахар (такая же работа с «сахаром»). «Сахар» «посыпает» тело и немного соли - нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминает его. А теперь тесто кладется в печь и там подни­мается - ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющей его: и мука, и сахар и т.д. тоже дышат как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы украсить торт делаем кремовые цветы. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок: описывая его. Торт необыкновенно хорош. Сейчас повар угостит каж­дого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.

ЗАМЕЧАНИЕ:

1. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.

2. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку- курицу, бли­ны, компот и т.д.

15. «ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЯ» (для детей с 6 лет)

Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объяс­няет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикос­нуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, ку­лачком к груди, локтем - к животу и т.д. Все одновременно начинают и закан­чивают прикосновения. Затем лежащего оставляют на некоторое время в рас­слабленном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мудрое слово о воспитании

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми!

Оскар Уайльд

Вход в систему

 

Департамент образования администрации МО г. Краснодар

Краевой ресурсный центр

"Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Объединение педагогов-блогеров города Краснодара

"Российское образование"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов